Краткая биографическая справка о Генрихе Терпиловском.


Композитор, дирижер, поэт, один из создателей российского джаза - Генрих Романович Терпиловский (1908-1988) оказался в Перми в 1949 году «благодаря» ссылке. Судьба сложилась так, что вторую половину жизни ему суждено было прожить в Перми. И это после 17 лет лагерей. Но начиналось все по-другому…

В раннем возрасте его семья переехала в Петроград. Там и произошла встреча, во многом определившая жизненный и творческий путь будущего музыканта: в 1918 году Терпиловский познакомился с Шостаковичем.

В двадцатые Терпиловский организовал первый в стране джаз-клуб, который    располагался в его квартире на Литейном проспекте. Оркестр Терпиловского быстро стал одним из лучших в Ленинграде. По заказу Ленинградского радио им был написан легендарный цикл блюзов на стихи негритянского поэта Ленгстона Хьюза. Но в 1935 году музыкальная карьера композитора прервалась - Терпиловского обвинили в «политическом заговоре» и он получил свой первый срок. Генриху Романовичу «повезло» - его «всего лишь» сослали в Алма-Ату, где он работал руководителем оркестра кинотеатра. В 1937 году он снова был заключен в исправительно-трудовые лагеря сроком на десять лет. Рассказывают, что когда в 1942 году оркестр Утесова был на гастролях в Сибири, Леониду Осиповичу удалось договориться, чтобы заключенный композитор выступал вместе с ним.

С 1949 года у Терпиловского новая прописка - в Молотове. Здесь он работает руководителем эстрадного оркестра Дворца культуры им. Сталина. Казалось, что все уже позади. Но в Молотове его опять арестовали по совершенно абсурдному обвинению: будто бы он во время концерта условными знаками передавал агентам, находившимся в зале, секретную информацию о заводе…

После лагеря Генрих Романович вернулся в Пермь. С 1954 года руководил эстрадным оркестром и народным театром музыкальной комедии в Перми, во Дворце им.Свердлова, работал также дирижером драмтеатра. Написал музыку к трем спектаклям областного драматического театра, к 14 спектаклям театра кукол, а также создал музыку трех балетов (поставлены в Перми и Горьком), симфонию «Амок» (1965), симфоническую фреску «Молодость Кубы» (1980), «Уральскую рапсодию» (1955), «Мексиканскую рапсодию» (1960), 15 хоровых произведений, в том числе кантату «Урал» (1957), «Кантату о Перми» (1973), более 100 песен и инструментальных пьес для эстрадных и джазовых составов.

Благодаря знанию четырех европейских языков Генрих Романович переписывался с выдающимися джазменами своего времени - Дюком Элингтоном, Каунтом Бейси и другими музыкантами. В его архиве сохранились пластинки с их автографами. Терпиловский был одним из первых джазовых аранжировщиков и композиторов, о нем написано более 30 статей в советской центральной и зарубежной прессе. Позднее его называли «последним аристократом джаза». Многие его произведения изданы в московских сборниках. На фирме «Мелодия» хранится пластинка с записями джаза тридцатых годов. В нее вошла и знаменитая композиция Терпиловского «Джаз-лихорадка», которую до сих пор исполняют во всем мире. 13 апреля 1991 года на доме, где жил и работал Генрих Романович, была установлена мемориальная доска. В ее открытии принимал участие Олег Лундстрем, который сказал, что это единственная в мире мемориальная доска джазмену.